Стили интерьеров
Классический – белая мебель с позолотой, стены кремовых оттенков, хрусталь, драпировки на окнах. По этим признакам можно сразу определить классический интерьер. Есть еще одна очень важная особенность этого стиля – симметрия. Светильники – только парные, кресла – по двое, складки на шторах симметричные и одинаковые. Даже картины на стенах располагаются строго друг напротив друга. Это для классического стиля обязательно. Декор и завитки присутствуют, но очень немного. А мебель, как уже говорилось, для «классической» классики должна быть белой. Мебель древесных оттенков – это уже другой стиль.
Классическая мебель, как и классический стиль в целом, была и остается признаком достатка и высокого положения своих владельцев. Такая мебель непременный атрибут роскошной жизни знатных персон – ею украшали дворцы и резиденции правителей и влиятельных вельмож.
Классический стиль (Классика) отличается от практичной современности, прежде всего, любовью к декору. Но эта любовь не просто жажда украшательства – это стремление наполнить жизнь эстетикой, сделать ее по-настоящему праздничной, это демонстрация «умения жить» - жить с удовольствием и красиво.
История развития классических стилей мебели развивалась еще со времен древнего Египта, итальянского возрождения, это и возвышенные, устремленные в небо формы готики, и покрытая золотом лепнина возрождения, и «персональные стили» правителей, во времена которых они создавались – такие как стиль королевы Анны, стиль Тюдоров, стили Людовиков и Наполеона.
Создание изысканной классической мебели доверяли лучшим мастерам, для которых со всего света свозились самые дорогие материалы. Шелка, бархат, ценные породы дерева, полудрагоценные камни, серебро и позолота, ручные инкрустации и роспись, оригинальные приемы лакировки и обработки материалов, тонкая резьба, торжественность и пышность – вот главные признаки классической мебели.
Классические стили в моде и сегодня. Самые востребованные из них: ампир, рококо, классицизм и бидермайер, барокко (о сказочных барочных интерьерах на нашем сайте упомянуто в отдельной статье). Рококо является более поздней трансформацией барокко. В буквальном переводе, рококо означает «раковина». Главное слово в понимании этого стиля – изящный. Рококо характеризуется обилием орнаментов, изогнутыми линиями. На смену ему пришел классицизм – самый «классический» из классических стилей, «образцовая» классика. Классицизм смирил барочную пышность и сделал интерьер более комфортным и приспособленным для жизни. Формы предметов стали вытягиваться и упрощаться, подчеркивалась конструктивность деталей. В декоре применяли античные мотивы. Позже, к этому стилю добавляется позолота, военная символика (шлемы, знамена, золотые кисти, напоминающие эполеты) и формируется парадный и роскошный стиль ампир. Параллельно с ним формируется стиль бидермайер – полностью отказавшийся от роскоши и имеющий исключительно утилитарную цель. Бидермайер – бюргерский стиль, далекий от дворцовой суеты. Мебель в этом стиле приобретает удобные и логичные формы, интерьер становится практичным. В доме появляется множество уютных деталей – акварели на стенах, музыкальные часы, колокольчики, вышивки. Мебель многофункциональна (появились раздвижные столы).
Общие правила для классического интерьера просты. Как правило, это большие пространства залов, увеличенные с помощью огромных зеркал, камины и мраморные колонны, сделанные на манер античных. Стены обтянуты тканью, на окнах портьеры и драпировки сложной формы, с множеством складок, на полу – наборный паркет, мрамор и ковры ручной работы. Изящная мебель сделана исключительно из ценных пород дерева. Вечером помещение заливает свет больших хрустальных люстр и канделябров. Цветовая гамма – сочетание светлого лака, которым покрыта мебель с позолотой и пастельными тонами обивки и драпировок.
Ампир – много позолоты, декора, хрусталя, бархата, и вновь позолоты. Мебель большая, двери тяжелые, колонны толстые в завитках. И всё – по парам, как в классике! Просто ампир зародился из классического стиля, но в роскоши пошел дальше. Всё деревянное в интерьере покрыто позолотой, все ткани – вышивкой. Двери непременно двустворчатые – и никакого остекления! Только массивный фасад в декоре и позолоте. Если вовремя остановиться, стиль ампир вполне пригоден для жизни. Хотя, конечно, этот интерьер призван впечатлять гостей (он так и задумывался изначально!).
Барокко – ампир в квадрате. Позолота везде, даже на потолке. Думаете, золотые ...гм... унитазы придумали «новые русские»? Итальянцы 16 века! Трехметровые межкомнатные двери классика, огромные шкафы, океан драпировок. И всё парами! Непременно – много зеркал, но! Площадь зеркальной поверхности небольшая: рама из многослойной рельефной позолоченной лепнины занимает почти все пространство зеркала. Ножки мебели гнутые, подушки и сиденья парчовые, ручки дверей массивные. Завитки, колонны с завитками, завитки с колоннами. И – правильно: позолота!
Русское барокко – да, да, есть и такой стиль. Всё то же, что и в «обычном» барокко, только мебель меньших размеров. И заметная особенность: посудные «горки». Это некое подобие многоярусного буфета, где каждый последующий ярус меньше предыдущего, как в теремке.
Виленское барокко – а вот это уже белорусская его разновидность. Характерная его особенность, которая даже заслужила отдельного упоминания в истории мировой архитектуры – это «оплывающие» формы. Декора так много, что контур самого здания или предмета мебели за ним теряется, как бы «оплывает». Еще одно отличие – очень яркие цвета. Зеленый, красный, бирюзовый, снежно-белый. Красиво, конечно...
Барокко в итальянской мебели
Стиль барокко (от итал. barocco – причудливый, вычурный) четко отражает свою эпоху и является идеальным воплощением представлений о дворцовой мебели. Барокко первым соединил понятие стиля и образа жизни. Интерьер в стиле барокко яркий, помпезный, с богатой игрой тени и света, множеством декоративных элементов и сложной формой пространства. На стенах висит множество зеркал, полы устланы коврами, стены обильно украшены барельефами, в холлах стоит множество скульптурных групп и ваз, а этажи соединяют мраморные витые лестницы. Именно в эпоху барокко мебель впервые стали создавать гарнитурами и стеновые панели в комнатах полностью совпадали с ними по исполнению и отделке.
Наиболее развитыми были французское и итальянское барокко. В этих странах барокко был величественным, зрелищным, динамичным. В Италии мебель барокко часто покрывалась яркими росписями и лаком, здесь была введена в декор позолота и инкрустация зеркальными пластинками.
Мебель барокко отличается яркостью, пышностью, парадным видом. Основные отличия – изогнутые формы, резьба, инкрустация, накладки из бронзы, меди и серебра, дорогие ткани в отделке.
Неотъемлемая часть богатого аристократического дворца – спальня. В центре спальни стоит кровать-шатер, обильно украшенная резьбой и позолотой, покрытая балдахином с тяжелым золотыми кистями. На потолке изображающем голубое небо с облаками перемигиваются шаловливые амурчики, а на прикроватной тумбочке красуются искусно вырезанные фруктовые плоды и грозди винограда.
Мягкая мебель чаще всего низкая и имеет широкое сиденье, чтобы в нем легко размещались пышные платья придворных дам. Диваны нередко сделаны так, будто бы это два или три поставленных в ряд кресла. Мягкие сидения диванов, кресел и стульев с высокими спинками обиты шелком, глазетом, гобеленом и украшены бахромой. Низкие ножки выполнялись в форме буквы S. В последствии мастера еще более ста лет использовали такую форму.
Столы могли быть прямоугольной или овальной формы и иметь одну или четыре опоры. Край столовой доски украшен резьбой, а столешница украшена яркой мозаикой или инкрустацией. Еще одно изобретение эпохи барокко – комод с выдвижными ящиками. Именно тогда был изобретен и введен в обиход этот удобнейший предмет мебели, доживший до нашего времени.
Основные цвета: насыщенные, яркие цвета – красный, бордовый, темно-синий, черный, для обивки мебели. Несколько спокойнее – розовые, голубые, золотистые тона – для росписи стен и потолка, столешниц и т.д. Яркие, красочные мозаики и инкрустации.
Используемые материалы: дерево, благородных пород (чаще всего черное) инкрустировали медью, золотом, перламутром, полудрагоценным камнями, другими породами дерева. Для создания изогнутых форм ножек впервые стали применять многослойную фанеру, которую потом покрывали лаком. Из тканей использовали шелк, бархат и др. дорогие ткани. Основной темой изображения на тканях были цветы, иногда изображали фрукты или мелких зверьков и птиц. Для создания мозаик использовался цветной мрамор и смальту.
Рококо – это как раз тот случай, когда эпитеты кончаются. Много декора – это мягко сказано. Очень, очень, очень много декора! Завитки везде, где только можно. Колонны закручены в гнутые спирали. Зеркала в форме дерева. Никакой симметрии. Но при этом – очень сдержанная, легкая цветовая гамма и совсем немного позолоты. Очень удобная (в отличие от барокко) мебель. Не желаете купить белорусские двери с остеклением и резьбой. И завитушками.
Эклектика – сочетание всех предшествующих стилей в одном интерьере. К концу 19 века сформировался, как вызов классике. В декоре мебели и интерьера много лепнины, колонн, фризов, пилястр, однако все элементы лишь похожи, но не соответствуют строгим канонам стиля.
Ар-деко – очень симметричный интерьер из резких линий. Часто сочетает несочетаемое: например, алюминиевую мебель с подушками из кожи крокодила. Возник в начале ХХ века как новый вариант устаревшей роскоши барокко. В архитектуре «сталинских» домов много элементов ар-деко: высокие двери с фрамугами, сдержанная лепнина, просторные комнаты. (Двери в этом стиле можно найти в разделе"Премиум двери")
Арт Деко - мебель в стиле Арт Деко
Арт Деко принято считать последней стадией развития модерна. По характеру Арт Деко – обтекаемый, лаконичный, геометрический стиль. Он отличается закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Декоративные элементы в Арт Деко обычно выполнены в виде зигзагов, окружностей, треугольников, узоров с восточными и африканскими мотивами.
Как самостоятельный стиль, Арт Деко оформился в период между первой и второй мировыми войнами, и достиг своего расцвета в 1920-30х годах. В это время мебель Арт Деко являлась основой большинства частных интерьеров, благодаря своей доступности для массового производства. Позже, дизайнеры изменили саму идеологию стиля, и Арт Деко возродился уже как знаменитый «звездный стиль» Голливуда 30-40х годов. Помимо элегантной простоты и лаконичности, в мебели Арт Деко стали ценить качество отделки, материалы из которых она была сделана и соответствие дизайна последним техническим достижениям. С этого момента стиль Арт Деко стал синонимом роскоши, богатства.
Одно из основных пристрастий стиля Арт Деко – любовь к дорогим материалам. Перерожденный Арт Деко предлагает публике новое представление о роскоши. В ход идут экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, кокос, перламутр, бамбук, шагреневая кожа, кожа акулы, ската, крокодила, угря, даже шкурки ящериц.
Именно с появлением «звездного стиля» потребители научились понимать и ценить эклектику. Ведь по сути, Арт Деко – коктейль, в котором смешаны мотивы модерна, геометрия кубизма, этнические мотивы, автомобильный и авиационный дизайн.
Небывалую популярность этого стиля сегодня, можно объяснить игрой на вполне оправданном стремлении человека демонстрировать капитал, которого он стоит. Другая причина успеха кроется в главной особенности Арт Деко – он дает возможность наслаждаться элегантностью и утонченной красотой интерьера, одновременно демонстрируя почти неприличную буржуазную роскошь.
Основные цвета: красный, синий, коричневый, бежевый, золотой, белый – все цвета очень насыщенные глубокие. Так же очень популярно было сочетание темного и светлого покрытия (ткань, лак).
Используемые материалы: ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах.
Также уместны экзотические породы дерева, разнообразные виды кожи, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования. Чрезвычайно широко используется металл в сочетании со стеклом. Сварное железо и никель для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели.
Модерн – «смягченный», более плавный вариант ар-деко. Растительные орнаменты, резьба по дереву, «текучие» линии мебели.
Мебель в стиле Модерн, Ар-нуво
Стиль Модерн образовался в конце девятнадцатого века и просуществовал до 30х годов века двадцатого. Интерьеры и мебель в этом стиле создавались с использованием самых современных на тот момент материалов и технологий. Модерн символизировал свободу, был стилем молодых, новым искусством, поэтому сегодня, говоря «модерн» – мы подразумеваем не только популярный стиль прошлого, но и современную мебель, указывая на ее новизну, прогрессивность.
Изначально Модерн разделился на два основных направления: декоративное (Ар Нуво), преклоняющееся перед красотой и искусством, и конструктивное (Сецессион) – стремящееся к прямолинейности, геометричности, прямоте восприятия. Из-за особенностей развития стиля, в разных странах менялось и его название: во Франции – Ар нуво, в Италии – Либерти или цветочный стиль, в Германии и Австрии – Югендстиль, в Англии и России он называлсяМодерн.
Основная идея Ар Нуво – отказ от прямых линий и острых углов в пользу плавных, изогнутых контуров, подражание естественным природным линиям, асимметрия. Вдохновение черпалось в мире флоры и фауны, использовали также элементы японской графики, известной во всем мире своей утонченностью.
Самая распространенная тематика в декорировании помещений – изображение женщин с длинными струящимися волосами, бутонов и экзотических цветов на неестественно длинных стеблях, растительные орнаменты. Чаще всего на деревянных поверхностях дверей, на спинках кроватей и кованых перилах лестниц распускались нежные ирисы, орхидеи, кувшинки и лилии и камыш. На дверцах шкафчиков и узорах ткани изящно взмахивали крыльями стилизованные стрекозы, бабочки, ласточки и павлины.
Модерн отличается свободой выбора при решении интерьера дизайнером – свободная планировка, разноуровневые полы, причудливой округлой формы окна и межкомнатные перегородки. Во всем чувствуется естественность, эмоциональность, высокая эстетика и отменный вкус.
Несколько позже начала развиваться конструктивистская линия, начало которой положил Рени Макинтош. Идеологией конструктивистов стала фраза Ле Корбюзье – «дом - это машина для жилья». Этой фразой был обозначен принципиально новый подход к оформлению жилища, построенный на геометричности. В мебели преобладали прямые вертикальные линии и практически отсутствовал декор, главное – универсальность!
Мебель модерн – это витые ножки, волнообразные линии, добротность и респектабельность. Удобные кресла из благородных пород дерева, обтянутые шелком; круглые столы, зеркала в рамах сложной, несимметричной формы, множество небольших светильников со стеклянными «абажурами» в виде витража или небольшие стеклянные лампы с плафоном в форме цветка.
В мебели конструктивистов, ориентированной на массовое производство появляются популярные и по сей день металлические трубки. Однако, совершенные гармоничные формы не всегда были удобными в использовании, однако на основе экспериментов Ле Корбюзье, Макинтоша, Людвига Миса Ван дер Рое разрабатывались многие современные модели.
Используемы материалы: в Ар Нуво благородные породы дерева, темная бронза, латунь, драпировки, тканевые обои. У конструктивистов это была ткань, кожа, металлические трубки, дерево.
Основные цвета: для Ар Нуво характерна широкая палитра цветов и оттенков, ассоциирующаяся с сумерками и увяданием: оттенки лилового, сиреневатого, тускло-зеленого, болотно-охристого в сочетании со старой бронзой и померкшим серебром. Цвет стен выдержан в пастельных тонах.
Конструктивизму свойственны простые, яркие цвета – черный, белый, красный, желтый.
Хай-тек – всё, что выпускается под маркой «новинка». Новые синтетические материалы, много техники, всё новое и блестит. Много стекла и металла, причем трубы коммуникаций не скрывают стыдливо за обшивкой стен, а выставляют напоказ как элемент декора. Раздвижные двери, никаких пилястр, лепнин и завитков. Очень функциональный интерьер, не лишенный, однако, игривости. Скульптуры из вторсырья и мебель-трансформер очень характерны для стиля хай-тек.
Хай Тэк - мебель в стиле Хай Тэк
Хай тек (от High Technology – высокие технологии) – последний из оформившихся интерьерных стилей ХХ века. Хай тек является естественным продолжением минимализма, выражая идейную формулу чистоты и совершенства современных интерьеров.
Хай тек пропагандирует эстетику новейших технологий и материалов, поэтому дом в стиле хай тек больше всего напоминает космический корабль. Здесь уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Поверхности мебели хай тек должны быть идеально обработанными и гладкими, а металлические элементы и фурнитура – серебристые, блестящие.
Интерьеры в стиле хай тек строятся больше на сочетании пространства и света, чем на сочетании цвета и рисунка, а полное отсутствие декора компенсируется «работой» использованных материалов. Этот стиль допускает только бескомпромиссно чистые, четкие линии стен, потолка, пола, оконных рам и дверных коробок.
Диваны и кресла в стиле хай тек обычно с низким глубоким сидением и металлическими подлокотниками и ножками, пуфы – низкие и бесформенные, без ножек. Диваны и кресла нередко имеют съемные чехлы, снабженные карманами для пульта, газет и т.д.
Отдельной строкой в историю мебельных стилей уже вписаны кухни в стиле хай тек, находящиеся сегодня на пике популярности. Кухня хай тек – это целый мир, где каждая мелочь продумана создателем, чтобы стать максимально функциональной. В интерьер кухни хай тек отлично вписывается бытовая электроника, а посуда из матового стекла и практичные стулья из легкого пластика станут гармоничным дополнением.
Основные цвета: белый, бледный синий, серый, красный, металлик, "кэмэл" (грязно-рыжий).
Используемые материалы: стекло, полированный металл, легкий пластик, немного дерева. Стиль хай тек очень популярен среди людей энергичных, стремящихся следовать в ногу со временем. Он органично подойдет человеку деловому, ценящему четкость и конкретность.
Этника – всё, что несет отчетливые признаки «национальности». Индия, Китай, Средиземноморье, Африка, Крайний север и т.д. Русский «терем-теремок» - тоже этника, только для дома во Франции, например. Народные ремесла, национальные предметы мебели – да, и такие бывают! Японское ложе с твердым подголовником, или мексиканский гамак, или норвежский сундук-кровать.
Этно
Этно - мебель в этническом стиле
Этнический стиль – попытка воспроизвести национальный колорит в интерьере. Конечно, результат работы дизайнера не обязательно должен шокировать полным соответствием интерьера жилищу австралийских индейцев или северных оленеводов – этнический стиль чаще всего является только стилизацией.
В отличие от исторических стилей, в этническом интерьере учитываются самобытные особенности обстановки той или иной страны, и основным принципом подбора мебели этно, элементов декора, материалов и цветов служит географический признак.
Например, для интерьера в арабском (мавританском) стиле – обязательно наличие кальяна, яркие подушки и ковры, накладки на мебель из чеканного серебра, орнаменты, напоминающие арабскую вязь и мозаики из перламутра на дереве. Рядом с низким шести- или восьмиугольным столиком, как правило, стоит оттоманка. В интерьере много текстиля. В основном это шелк, бархат, органза.
Египетский стиль отличается насыщенными цветами (синий, черный, золотой, песочный), четкими линиями и плоскостями, геометричностью. Для создания атмосферы пребывания в стране фараонов используют сложные системы освещения. И конечно не обойдется без папирусов, каменных жуков-скоробеев, и статуэток кошек.
Средиземноморский стиль – создает настроение яркого, красочного праздника, праздника жизни, лета, солнца! Окна пропускают много света, которому вторят мозаики и яркие росписи на полу и стенах. Основные цвета заимствованы у природы этого региона: синевато-зеленоватый (отражающий глубину моря), золотисто-оранжевый, коричневый. Для отделки часто используют камень и керамическую плитку, мебель может быть кованой или деревянной.
Наверное, самым экзотичным из всех этнических стилей является африканский стиль. В основном, конечно, благодаря использованию оригинальных материалов – таких как эбеновое дерево, ротанг, бамбук, глина, крокодиловая и змеиная кожа, рог, слоновая кость и шкуры диких животных. Для декора используются детали ручной работы – деревянные маски на стенах, статуэтки и большие блюда для фруктов с изображением зебр, жирафов, слонов, большой ковер на полу. Простая массивная мебель сделана из дерева и покрыта традиционной резьбой, так же диваны и столики могут быть кованые или плетеные из ротанга.
Скандинавский (или шведский) стиль стремится к простоте и натуральности. Дощатые полы из светлого дерева, простая деревянная мебель, натуральные ткани. Цветовая гамма подбирается светлая – сероватые, бежевые, зеленоватые, голубоватые оттенки, белый цвет. Выделяется естественная фактура дерева, натуральных тканей. За счет сознательной простоты и скромности интерьеры в скандинавском стиле получаются очень уютными.
Нельзя обойти вниманием и минималистичный японский стиль, популярность которого находится сейчас на пике. Японский дом – это открытое пространство, разделенное на зоны с помощью японских раздвижных стен. В интерьере нет ничего лишнего, что напрягало бы зрение и отвлекало внимание. Обстановка дома – бамбуковая мебель и циновки, небольшие низкие столики, и диваны. Отсутствие шкафов восполняют ниши в стенах и небольшие сундуки. Основные цвета соответствуют светлой гамме – белый, молочный, кремовый, все оттенки бежевого.
Близкий к японскому китайский стиль более энергичен. В отличие от аскетичной Японии в китайском интерьере активно применяется декор: в стеновых нишах, на низких лакированных столиках стоят статуэтки и вазы, на ткань обивки и стены нанесены традиционные китайские орнаменты и изображения мифологических существ (чаще всего встречается, конечно же, дракон – существо могущественное и уважаемое). Основные цвета – золотисто-желтый, синий, зеленый, но доминантной признан красный, цвет огненного дракона. Мебель сделана в основном из прочного и гибкого бамбука и декорирована с помощью интарсии и сложной многослойной лакировки.
Кантри – «деревенский» стиль. Веселый ситец занавесок, грубоватая мебель с множеством ящичков и дверец, натуральное, предпочтительно естественных оттенков дерево. Двери остекленные со штапиками, с патинированием под «потертости».
Рустикаль – мечта горожанина. Мебель из полуметровых дубовых досок, грубые текстуры, натуральные оттенки. Камень или качественные его имитации, минимум стекла в оформлении. Все очень «природное», нарочито грубое и «неотесанное». В элитных салонах Европы рустикаль стоит дороже, чем золоченое барокко. Душа горожанина по природе тоскует, знаете ли...
Минимализм – спрятать всё! Пустое пространство не означает, что в интерьере ничего нет. Просто всё спрятано, встроено, заглажено и закрыто. Лучшая дверь – раздвижная; лучшая мебель – встроенная; лучший декор – его отсутствие. Стальные оттенки, никаких завитков и цветочков. Сурово, однако, но многим нравится.
Минимализм - мебель в стиле мимимализма
Отказ от нужного, в пользу самого необходимого – вот основной постулат минимализма. Суть стиля определяется его названием, и принцип построения интерьера полностью определяется фразой «мало – это уже много». Минимум соблюдается во всем – от количества и формы мебели, до цветовой гаммы. Минимализм становится особенно актуален сейчас, когда человек устал от постоянного шума улицы, яркой рекламы и непрерывных потоков информации. Основные признаки интерьера в стиле минимализм –четкость композиции, предельная простота оформления, монохромность, большие плоскости, четкие геометрические фигуры (иногда допустимы слегка изогнутые формы).
Современный интерьер в стиле минимализм строится моделированием пространства и света – мебель и стены теряют привычные формы и границы, создавая иллюзию безграничного пространства и невесомости. Обилие белого цвета, контрастно подчеркнутого серым или черным, мягкий рассеянный свет, а так же полное отсутствие декора не сковывают мысли, создавая ощущение легкости и наполняя пространство воздухом.
Небольшое число предметов в помещении, невольно заставляет делать акцент на высоком качестве материалов, а все поверхности непременно должны быть идеальными, цельными. Зонирование помещения, как правило, осуществляется с помощью цвета пола, освещения, стекла, раздвижных перегородок.
Как таковой мебели в минималистском интерьере практически нет – только самые необходимые предметы. Корпусная мебель приподнята на тонкие металлические ножки или полностью их лишена, стол могут отделять от пола пять сантиметров. Плоскости фасадов лишены рельефа, дверцы ручек. Выразительность достигается за счет цветового контраста или материалов.
Используемые материалы: алюминий, хром, сталь, матовое стекло, натуральное дерево, натуральный камень, пластик. Характерны контрастные сочетания – лен и хлопок, бетон и натуральный камень, полированная древесина.
Основные цвета: Светлые, спокойные тона для пола, потолка и стен – белый, черный, серый, и яркие насыщенные для немногочисленных предметов интерьера